понедельник, 4 февраля 2013 г.

Золотые правила художника

картинка отсюда

Давайте договоримся во первых строках, что художником мы называем здесь человека, который умеет что-то творческое делать руками — не только рисовать и лепить, но также шить, вязать, валять и т.д.

Так вот. Не зря же нам твердили в школе (не знаю, может, сейчас и не твердят, но нас не миновало): "Повторенье — мать ученья". Это значит именно то, что значит: не повторяя много раз, не выучишь, не сделаешь, не добьешься. "Не бьешься — не добьешься", поклонники Стивена Кинга наверняка помнят эту фразу и обстоятельства, при которых она произносилась.
Это я к тому, что львиная доля проблем наших художников вообще и рукодельниц в частности состоит в том, что они не хотят повторять. Не получилось — ах, я ни на что не гожусь, потому опускаю руки. Есть те, кто даже не пытается, а просто хочет. И ничего не делает, потому что все равно же не получится. Конечно, лежать в направлении мечты куда удобнее. Второй вариант хуже — рукодельницы слишком большое значение придают своим изделиям. Не получилось то, что хотела? Вышло криво, косо, не по размеру, араны здесь не смотрятся, цвет оказался неудачным? Ну и что, зато я сама сделала. Распустить, подарить, не дай бог выбросить — ни за что. Слепила из того, что было, да и полюбила. Фотографируем на фоне ковра и выкладываем в блог. Или вывесим на "Ярмарке Мастеров", вдруг купят. И цену позабористей, чтоб никто не подумал, что это дешевка какая-то.
Удовлетворенность промежуточным, сырым, некачественным результатом — гибель любого начинания. "И так сойдет". Ну тогда и ходить вам, как тому зайцу из мультика, в штанинах разной длины и с заплаткой на заднице. Потому что научиться невозможно никак, кроме как многократно проделывая одно и то же, одно и то же.


"Начала - не получилось - выбросила - еще начала - выбросила, - пишет о своем детстве известный дизайнер Яна Франк. - Сбегала на помойку, выбросила ящик величиной с две меня, начала новое. Еще такой же ящик выбросила через 4 часа. Начала сначала. Заканчивая одно, думала о том, как сделаю лучше в следующий раз - быстрее бы уже до него добраться. Или понимала, что тут я все уже запорола, и быстро-быстро не глядя выбрасывала - пока не стало обидно за уже вложенные туда 4-6-8 или 20 часов.
Сотая версия, тысячная версия, десятитысячная попытка. Промышленный рулон бумаги, десятый ящик краденных перфокарт, сотый метр бумажки для факсов. Вот потому я умею рисовать и клеить всякую хрень из странных материалов, а вот он умеет вот так ездить на скейтборде. А еще кто-то умеет танцевать, разбирать сложные механизмы, или вязать и разгадывать вязки. Чем больше у кого-то рвение, тем меньше он думает о том, как было обидно, больно и неприятно в прошлый раз - перед глазами только ближайший шанс начать все сначала, и в следующий раз сделать лучше".
Следующий пункт. Художник и критика. Сами знаете, что критиковать у нас обожают. Очень высокая требовательность к другим, к себе. Просто когда себя критикуешь сам, делаешь это мягче, чем другие, потому не так обидно)). Кроме того, общая неустроенность, безденежье, нервозность, неуверенность в ближайшем будущем основной массы населения никак не могут выступать благоприятной почвой для творческого позитивного общения. В камнях растут колючки. Однако для творчества следует постараться. Выстроить стену, вырастить броню, что хотите. Помните, что броня защищает только от воздействий снаружи. Не грызите себя изнутри.

Вот что написал в своем посмертном письме Линдс Реддинг, 30 лет проработавший в рекламе и умерший от рака: "Быть по-настоящему креативным — это значит быть лишенным какой-либо стеснительности. Отключить внутреннего цензора. Плевать на то, что думают другие. Вот почему дети так преуспевают в творчестве, а взрослые люди с Фольксвагенами, кредитами и чемоданами Луи Виттон — нет".

Все это я пишу в первую очередь для себя, провожу, как сказать, аутотренинг. Потому что я сама большой мастер пострадать о том, чего я хочу, и полежать в направлении мечты, и погрызть себя в самых мягких местах.
А еще я профессионально нарушаю самое главное правило современного художника: уделять интернету меньше времени, чем творчеству. А вы?))


4 комментария:

  1. Отлично, Катя, сказано! Соглашаюсь полностью! Я вот, если честно, достаточно спокойно воспринимаю критику (потому как всем мил не будешь) и достаточно здраво смотрю на свои творения. Было пара постов с никудышными фотографиями, но я за них сто раз дико извинялась... И при первой же возможности пост сменила. Изделия неудачные или не совсем удачные без жалости дарю, распускаю, переделываю - наверное, сказывается долгое время, которое я провела в вещах из секонд-хенда и сестриных плеч (теперь ерунду носить не желаю))). Да, а последний вопрос больной не на шутку)). Интернет - штука заманчивая... Стараюсь уделять времени больше увлечению и творчеству - потому как без него совсем не жизнь, грубо говоря...

    ОтветитьУдалить
  2. Да, трудно не привязываться к результатам своего труда, не холить и не лелеять их, и легко себя грызть, чтобы никто не видел. Трудно взяться снова за то, что долгое время не получается. Но на этом действительно вырастают большие художники.
    Где-то встречала видеоролик о книге, интервью с автором. Тема была такая, что любой гений должен потратить 10 тысяч (точно не помню цифру) часов на совершенствование своей гениальности). Просто так от фонаря никто не творит... нужно потратить время, причем с большим усердием.
    И второе - не привязываться к результатам труда... находить силы и идти дальше.

    ОтветитьУдалить