четверг, 22 марта 2012 г.

Правильные мысли о хендмейде

Оригинал взят у peeping-tom в Handmade by me.
Мои развитые заскоки с рукоделием тут уже всем хорошо известны. Куклы пачками на все случаи жизни, столы и табуреты, трюфели ручной лепки, юбки танцевальные и человеческие, шарфы и шапки. С недавнего времени пишу кропотливые писанки (расписные яйца, как-нибудь покажу). Замахиваюсь на вышивку крестом. На днях пересматривала "Ликвидацию" и все 14 серий тосковала душой по резной салфетке, которая висела над диваном у Штейхеля: ума не приложу, как они делали такое. До того ум доприкладывала, что ночью проснулась - и давай инженерно мыслить, что там за чем в этой салфетке делается.
Есть у меня близкая подруга, которая следит за мной издалека уже лет 12 и знает всю мою натуру изнутри наружу и обратно. Разговариваем часто. Как-то пишет, мол, привет, как дела, а я отвечаю: "Извини, - говорю, - не могу с тобой сейчас побеседовать, коробочку крашу. И привет тебе, кстати, от Э. - она рядом сидит, куклу делает". Милая моя А.! Ты знала меня как существо болтливое, острое на язык и словесно плодовитое. Теперь же я все больше молчу или бормочу нечто несвязное, сидя посреди тряпочек, ниток, лент, воска, муки, красок, лаков, пялец и спиц. Я видела разную реакцию на мои действия: некоторые искренне восхищаются результатом, некоторые - затраченными временем и усилиями, некоторые пожимают плечами в стиле "ну если тебе это нравится"... Но практически все реагируют именно на предметы, вышедшие из моих рук, - так, как будто именно они являются результатом того, что я делала. Но это - не так. Все то, что появилось в доме, что висит, стоит, надевается на себя, съедается, дарится, украшает и украшается, бережется от чужих глаз или, напротив, ставится на самое видное место, - для меня скорее просто логический промежуточный итог совсем другого процесса, настоящий результат которого - состояние души и ума, с которым не хочется более расставаться впредь никогда. Это такой двусторонний процесс: чтобы кукла стала не просто украшением интерьера (для многих - сомнительным, и это справедливые сомнения для современного человека), сделать ее надо в определенном состоянии, а чтобы в него войти, надо просто сесть и начать делать эту куклу. И дальше состояние понравится, запомнится, перейдет на другое. Больше всего я словила это на писанках. Могу сказать с полной уверенностью: ни один человек в здравом уме не станет тратить три часа на роспись такого маленького и хрупкого предмета, как яйцо, только для того, чтобы было КРАСИВО. Это идиотизм, которым никто и не думал страдать в старину, когда дел по хозяйству было невпроворот и от дел этих зависела жизнь семьи, а то и деревни. Это нам сейчас кажется, что мы - "страшно занятые люди", хотя процентов 80 людей особенно в больших городах напрягаются совершенно впустую и в глубине души сами об этом догадываются. Да чушь. Любая работа по созданию магического предмета своими руками структурирует ум и кормит душу, учит держать в руках себя, дом, семью, работу, понимать, что ты делаешь, и отвечать за это, исправлять ошибки, принимать неизбежное, соображать, обращаться за помощью, пользоваться своей созидательной силой и любить плоды своего труда. Любой handmade, сделанный без этого ощущения, будет аляповатым диссонансом к нормальным добротным вещам фабричного производства. Но я такого не делаю.

Комментариев нет:

Отправить комментарий